Энциклопедия плагинов для 3ds Max

Тому, кто мало знаком со спецификой работы в сфере трехмерного дизайна, может показаться, что арсенал инструментов в таких программах как 3ds Max Design, Lightwave3D, Softimage|XSI, Maya и прочих, достаточен для того, чтобы смоделировать самый сложный по форме объект, сделать любой трехмерный эффект или создать любую анимацию. Однако ни один профессионально работающий 3D-художник или аниматор не позволит себе такого высказывания. Действительно, того набора средств, который получает в свое распоряжение пользователь 3ds Max или Maya, достаточно для того, чтобы реализовать самую невероятную фантазию, воплотив ее в 3D-картине. Однако достичь цели можно по-разному, одну и ту же идею можно реализовать за несколько дней или за несколько минут - все зависит от того, насколько выбранный инструмент удобен для данного конкретного случая.

Поэтому, чтобы "не забивать гвозди дрелью", разработчики трехмерной графики используют всевозможные дополнения и скрипты. Наибольшим количеством дополнительных модулей может похвастаться 3ds Max - для этой программы существуют десятки и даже сотни плагинов, которые существенно расширяют стандартные возможности программы. Начинающему 3D-дизайнеру трудно разобраться во всем многообразии этих инструментов и решить для себя, какие из них нужны в работе. В этой статье мы постарались собрать наиболее часто используемые дополнительные модули, а также рассказать об их предназначении.

1s.jpg

В этой статье мы не будем затрагивать дополнительные модули из категории подключаемых визуализаторов. Эта разновидность плагинов для 3ds Max позволяет использовать альтернативные методы просчета изображения, визуализировать массу эффектов, просчет которых невозможен стандартными средствами редактора. Такие модули очень сложны в настройке и имеют массу настроек и вспомогательных инструментов. Даже простое перечисление основных возможностей Final Render, Vray, Maxwell и прочих фотореалистичных визуализаторов нельзя было бы вместить в одной статье. Однако это не означает, что мы не будем рассказывать про инструменты визуализации - надеемся, что мы еще не раз вернемся к этой интересной теме в следующих обзорах.

Установка плагинов

Разработкой плагинов занимаются как крупные коммерческие фирмы, так и энтузиасты-разработчики. Если у плагина есть мастер установки, то, как правило, его инсталляция не вызывает трудностей. Однако если разработчик не позаботился о наличии мастера (а это часто бывает, если речь идет о бесплатных дополнениях), установка может вызвать трудности. А между тем, заставить плагин работать совсем несложно.

Прежде всего, необходимо убедиться в том, что скачанный из интернета дополнительный модуль предназначен именно для той версии 3ds Max, с которой вы работаете. Например, если плагин написан для 3ds Max 2008, то он не будет работать с 3ds Max 2009. Также стоит обратить внимание на то, предназначен плагин для работы с 32-битовой или 64-битовой версией программы. Дополнения, созданные для одной из этих версий, не подходят для другой. Начиная с прошлого года, наряду с 3ds Max также стала доступна программа 3ds Max 2009 Design, которая немного отличается функциональностью от 3ds Max 2009. Плагины, написанные для 3ds Max 2009, подходят для 3ds Max 2009 Design.

Поскольку в настоящее время последней версией 3ds Max является релиз 2009, то в рамках этой статьи мы рассматриваем дополнения, которые подходят именно для него. Стоит иметь в виду, что на апрель запланирован выход 3ds Max 2010, и для этой версии плагины, созданные для релиза 2009, подходить не будут. Однако нет никаких сомнений в том, что большинство из них будет перекомпилировано разработчиками и станет доступно в течение нескольких месяцев после выхода 3ds Max 2010.

Все дополнительные модули являются файлами библиотек DLL, но в зависимости от свойств имеют разные расширения. Например:

Если дополнительный модуль не имеет мастера установки, то инсталлировать его нужно следующим образом.

  1. Распаковать архив установки дополнительного модуля.
  2. Найти файл библиотеки с одним из указанных выше расширений.
  3. Скопировать этот файл в папку C:Program FilesAutodesk3ds Max 2009plugins.
  4. Перезапустить 3ds Max 2009.
После установки плагин займет свое место среди стандартных инструментов 3ds Max.

Рассмотрим установку некоторых плагинов на примерах.

Например, если вы устанавливаете дополнительный модуль Greeble на 32-битную версию 3ds Max 2009, вы должны скопировать в папку Plugins файл greeble2009-32.dlm. Расширение DLM указывает, что Greeble - это модификатор, поэтому после установки его можно найти в списке модификаторов на вкладке Modify командной панели.

2.jpg

Если вы устанавливаете дополнительный объект (DLO), то искать его нужно на вкладке Create командной панели. Например, плагин Moebius добавляет в программу новый тип объекта - ленту Мебиуса. После копирования файла Moebius.dlo в папку Plugins на вкладке Create появляется новая группа Fascination, и при ее выборе из списка можно увидеть кнопку Moebius.

3.jpg

Если вы устанавливаете дополнительную процедурную карту (DLT), то искать ее нужно в окне Material/Map Browser. Например, если вы установили карту Camoflage, то для ее добавления в материал щелкните по кнопке None напротив какого-нибудь параметра в свитке Maps (Карты) редактора материалов. Это может быть, например, параметр Diffuse Color (Основной цвет) или Bump (Рельеф).

4.jpg

Вы сможете увидеть карту Camoflage в окне Material/Map Browser (Окно выбора материалов и карт).

5.jpg

Если вы устанавливаете дополнительный эффект постобработки (DLV), то искать его нужно в окне Environment And Effects. К таким плагинам относится, например, Trail. Для установки плагина на 32-битную версию 3ds Max 2009 нужно скопировать файл Ky_Trail_32.dlv в папку Plugins. Для доступа к нему нужно открыть окно Environment And Effects из меню Rendering, перейти на вкладку Effects, нажать кнопку Add и выбрать эффект Ky_Trail из списка.

6.jpg

Наконец, рассмотрим еще один пример - установку дополнительной утилиты (DLU). Таким плагином является, например, Spherical Correction. После того, как вы скопируете файл sc.dlu в папку Plugins и перезапустите 3ds Max, нужно перейти на вкладку Utilities (Утилиты) панели управления командами и нажать кнопку More. В списке Utilities (Утилиты) вы увидите название плагина.

7.jpg

Если вы не можете найти в интерфейсе 3ds Max не одного из установленных плагинов, выполните команду Customize>Configure System Paths, перейдите на вкладку 3-rd Party Plug-ins, нажмите кнопку Add (Добавить), выберите папку Plugins, в которую вы копировали все файлы, и нажмите кнопку Use Path в окне Choose Directory for New Entry. После этого нажмите кнопку OK в окне Configure System Paths и перезагрузите 3ds Max.

8.jpg

Бесплатные дополнительные модули разных разработчиков

В данном разделе коротко рассмотрим бесплатные плагины, которые выпускают разные разработчики, и которые смогут вам помочь при выполнении самых разных заданий. Это и дополнительные инструменты для создания растительности, и интересные эффекты постобработки, и многие другие средства. Плагины представлены в алфавитном порядке.

BerconMaps. Плагин содержит четыре дополнительные процедурные карты для 3ds Max: Wood, Noise, Tile и Distortion. Все карты, за исключением Tile, являются трехмерными. Карты работают с VRay, finalRender, Brazil и стандартным визуализатором.

BetterWind. Этот плагин представляет собой альтернативу стандартной объемной деформации (spacewarp) ветер (Wind).

Clone - аналог стандартного инструмента для создания массива объектов, реализованный в виде модификатора. В отличие от инструмента Array, плагин является параметрическим.

ColladaMax. Дополнительный модуль, который добавляет в 3ds Max возможности импорта и экспорта в формат COLLADA. COLLADA - это открытый формат на основе XML, созданный для обмена данными между различными 3D-приложениями. Изначально COLLADA разрабатывался для использования разработчиками игр, однако ныне этот перспективный формат применяется во всех областях работы с 3D-графикой. Его поддерживают Maya, SOFTIMAGE|XSI, 3ds Max, Google Earth и другие программы. Возможности ColladaMax включают экспорт все основных компонентов трехмерных сцен, в том числе анимацию.

ColorCorrect. Дополнительная карта, которая позволяет выполнить цветокоррекцию материала. ColorCorrect дает возможность управлять цветом в самых популярных цветовых режимах HSV, HSL и RGB. Благодаря этому во многих случаях можно обойтись без цветокоррекции в Photoshop. Для составляющих цвета в каждой из цветовых схем можно назначить карты.

ColorEdge. Процедурная карта, которая изменяет цвет объекта вдоль видимых ребер на поверхностях объекта и дает возможность добавлять градиенты цвета и шумовые эффекты. ColorEdge можно использовать, в частности, как карту прозрачности для сглаживания переходов от одного объекта к другому.

9.gif

CounterText. Объект, создаваемый этим плагином, является расширенной версией стандартного сплайнового текста. Особенность дополнительного модуля - его свойство изменять изображаемые с его помощью символы с течением времени. Объект можно привязать к любому анимируемому параметру сцены, чтобы вывести числовую информацию об этом параметре на просчитанном изображении.

DeFocus. Как можно догадаться по названию, этот дополнительный модуль предназначен для имитации эффекта глубины резкости (Depth of Field). Он дает возможность управлять степенью размытости, а также яркостью световых бликов.

10.gif

Displays. Плагин дает возможность создавать различные анимированные дисплеи, в том числе жидкокристаллические, светодиодные и пр. Displays имеет большую библиотеку заготовок, что упрощает его использование.

EdgyBend. Альтернатива стандартному модификатору Bend (Изгиб). Основное отличие от стандартного модификатора - возможность создания изгиба с изломами.

11.gif

Extended Multipass Motion Blur. Альтернатива эффекту Motion Blur, который имеется в 3ds Max. Имеет более тонкие настройки, чем эффект смазанного движения.

FrameInfo. Дополнительный модуль, работающий как эффект постобработки и добавляющий на визуализированное изображение информацию о времени, затраченном на визуализацию, о текущем времени и т.д. Удобство плагина заключается в том, что вы можете сохранять выбранные настройки в виде файла INI и загружать их для дальнейшего применения в других сценах.

Glue Tool. Дополнительный модуль предназначен для размещения объектов на неровной поверхности. Плагин упрощает процесс выравнивания объектов и выравнивает опорные точки выделенных объектов по указанной поверхности. Это удобно, например, когда нужно "разбросать" деревья по поверхности горы. Glue можно также использовать для изгиба сплайна вдоль заданной поверхности.

12.gif

Grass-O-Matic. Дополнительный модуль для создания травы. Позволяет управлять количеством сегментов, углом наклона к земле, высотой растительного покрова, задавать профиль отдельной травинки, изменять плотность размещения растительности на некотором участке, "выращивать" траву из любого объекта сцены.

Greeble. При помощи этого плагина можно создавать на основе трехмерных объектов модели, состоящие из большого числа элементов. По внешнему виду такие модели напоминают детский конструктор. Используя Greeble, можно быстро создать космический корабль, город с небоскребами и т.д.

13.jpg

gwIvy - Плагин основан на бесплатной программе Ivy Generator от Томаса Люфта и предназначен для той же цели - создания вьющегося плюща на объектах сцены. Дополнительный модуль дает возможность вырастить плющ на любом объекте и анимировать растение. В нем предусмотрено множество настроек для управления ростом.

Lightmesh. Этот дополнительный модуль позволяет преобразовывать любой объект в источник света. Достигается это благодаря тому, что на каждую вершину оболочки объекта помещается источник света. Это может быть как направленный, так и всенаправленный источник.

MadCar. Плагин предназначен для риггинга и анимации четырех колесного транспорта. В качестве устройства ввода плагин поддерживает мышь, клавиатуру и руль. Запись анимации выполняется в реальном времени и напоминает игру в автосимулятор - пользователь просто управляет движением автомобиля в окне 3ds Max.

Mathsurf. Этот дополнительный модуль создает трехмерные поверхности, форма которых определяется математическими уравнениями. В состав плагина входит более 60 готовых поверхностей разной формы. При желании пользователи могут создавать собственный код и формулы для своих уникальных поверхностей, используя привычные элементы управления параметрами объектов в 3ds Max.

14.jpg

MaxTrax. Дополнительный модуль для создания различных следов, например, от шин автомобиля, от полозьев санок и т.д. Плагин состоит из двух частей: объекта GTrack, который создает следы на основе геометрии, и системы частиц MTrack, которая использует для этого частицы.

MegaBevel. Дополнительный модификатор, дающий возможность выполнять ассиметричное выдавливание выделенных полигонов на объекте.

MultiIDMap2. Бесплатная текстурная карта, с помощью которой можно назначить свою карту участкам с определенным значением ID. Плагин напоминает стандартный материал Multi/Sub-Object, однако в отличие от последнего, компонентами MultiIDMap2 выступают не материалы, а карты.

Proteus. Дополнительный модуль для работы с метаболами. Содержит объект Proteus MetaSurface для создания метаболов и модификатор для преобразования обычных объектов в метаболы.

Puppetshop. Этот дополнительный модуль предназначен для снаряжения и анимации персонажей. Среди его возможностей можно выделить следующие: создание любого числа оснасток (rigs) с любым количеством частей и сохранение их для дальнейшего использования; система организации данных, расширяемая при помощи Maxscript; хранение неограниченного количества анимационных клипов в одном файле max и переключение между ними; Clip Editor для объединения анимации; использование слоев анимации для смешивания и настройки готовой анимации; импорт и редактирование данных Motion Capture (BVH).

15.jpg

Scene Manager. Плагин предназначен для управления объектами сцены. С его помощью можно быстро находить объекты (каждому типу соответствует своя иконка), прятать и замораживать их, определять иерархию, производить поиск по таким критериям, как количество полигонов, размер, цвет, название, порядок создания. Кроме этого, плагин может отображать только анимированные объекты или объекты заданного типа.

Shader FX. Дополнительный модуль, предназначенный для создания сложных HLSL FX-шейдеров. Программа дает возможность создавать шейдеры, используя графический интерфейс, где наглядно представлены связи между элементами. Кроме этого, все изменения можно просматривать в окне проекции в реальном времени. Готовые шейдеры можно сохранять в формате HLSL FX для дальнейшего использования в других приложениях и игровых движках.

16.jpg

SimCloth3. Этот дополнительный модуль предназначен для решения одной из самых сложных задач в 3D - имитации поведения ткани. Дополнительный модуль позволяет наделить поверхность свойствами мягкого тела, а также просчитать анимацию деформации трехмерного объекта.

17.jpg

Snake. Дополнительный объект категории Shapes, который дает возможность создать сплайн в виде змеи.

Spherical Correction. Дополнительная утилита, которая помогает решить проблему, возникающую при сферическом проецировании. На полюсах сферы могут возникать нежелательные искажения, и этот плагин устраняет их.

Spiral. Добавляет в программу дополнительный объект, напоминающий стандартный Helix (Спираль). Однако, в отличие от последнего, он подчиняется закону логарифмической спирали, который также называют законом золотого сечения.

Texporter. Это дополнение представляет собой аналог стандартного инструмента Pelt Mapping, предназначенного для текстурирования. Texporter дает возможность создавать текстурную развертку для моделей сложной формы.

Translucency. Дополнительный модификатор, который позволяет указать участки модели, обладающие эффектом самосвечения.

Бесплатные плагины от Blur Studio

Известная студия Blur использует в своей работе массу полезных разработок, многие из которых становятся доступны всем любителям трехмерной графики. Группа дополнительных модулей, сделанных подразделением Blur Beta, позволяет получить в программе новые примитивы, процедурные карты, материалы, модификаторы, фильтры постобработки и т.д.

Дополнительные модули Blur Beta распространяются бесплатно и доступны любому пользователю 3ds Max. Скачать все дополнения для 3ds Max от Blur Beta можно отсюда. Необходимо иметь в виду, что для успешной работы этих плагинов необходимо скопировать в папку Plugins не только файл дополнения, но и файл blurlib.dlu.

Рассмотрим наиболее интересные дополнения из этого пакета.

Blur Decay Noise - этот плагин представляет собой альтернативу стандартному модификатору Noise (Шум). На характер шума, создаваемого на поверхности трехмерного объекта, можно влиять не только искажением по трем осям, но и при помощи параметра Decay (Затухание).

18.jpg

Blur Fire - модуль, предназначенный для создания огня в 3ds Max. После установки этого дополнения в списке атмосферных эффектов добавляется новый пункт. Несмотря на то, что в 3ds Max имеется встроенный модуль для просчета эффекта горения, Blur Fire позволяет более гибко настраивать этот эффект, в частности, дает возможность управлять настройками анимации, а также отдельными настройками для каждой из трех составляющих пламени.

19.jpg

Camoflage - модуль, добавляющий в окне Material/Map Browser новую процедурную карту, имитирующую маскировочный рисунок цвета хаки. Эта текстурная карта дает возможность быстро текстурировать такие объекты, как военная одежда, брезент и т.д., не прибегая к помощи специальных графических редакторов.

20.jpg

Cast Shadows Only - модуль, добавляющий новый тип материала. Объекты сцены, к которым применен этот материал, на этапе визуализации не видны, однако их тени просчитываются.

Dirt - дополнительный модуль, который добавляет в список доступных для использования процедурных карт еще одну, предназначенную для имитации загрязненных поверхностей трехмерных объектов.

DynoSkin - как ясно из названия этого модуля, этот плагин добавляет процедурную карту, рисунок которой имитирует кожу рептилии. Процедурную карту DynoSkin удобно использовать как в качестве диффузного рисунка, так и в качестве рельефа поверхности, для реалистичной имитации грубой кожи.

21.jpg

L-System Object - этот плагин добавляет в 3ds Max еще один объект. Форму этого объекта описать невозможно, поскольку она определяется математическим выражением. По умолчанию этому объекту уже присвоена определенная формула, однако пользователь может вместо нее задать любое выражение. Вместе с этим модулем идет библиотека различных причудливых трехмерных форм, построенным по сложным формулам. Это - и фантастические растения, и странного вида насекомые, и странные элементы декора, и т.д.

22.jpg

Maelstrom - новый модификатор, создающий зашумление на поверхности объекта в виде завихрения. Настройки этого модификатора позволяют имитировать мелкую рябь, образовать на поверхности воронку и завихрения вокруг нее, зыбь.

23.jpg

PathCylinder - плагин, который добавляет объект в виде цилиндра с шипами. Такой объект можно использовать для декорирования отдельных элементов сцены.

Rain - рисунок этой процедурной карты повторяет расходящиеся круги от капель дождя. Удобно использовать в качестве карты рельефа, при моделировании луж.

Twist-O-Rama - представляет собой усовершенствованный стандартный модификатор Twist (Скручивание). Модификатор Twist-O-Rama дает возможность скручивать объект сразу в нескольких направлениях.

24.jpg

Wake - модуль, добавляющий в арсенал 3ds Max новый модификатор, искажающий поверхность объекта мелкой рябью, которая распространяется в заданном направлении. Этот дополнительный модуль используется в сценах, где необходимо создать анимированную водную поверхность.

WaterCell - еще одна процедурная карта, с помощью которой можно создавать эффект водной поверхности. Рисунок этой карты позволяет имитировать пенящуюся воду.

Water Wash - процедурная карта смешивает несколько цветов, давая возможность влиять на диапазон изменения интенсивности цвета (параметры High (Высокий) и Low (Низкий)), а также степень детализации изображения (Detail Size (Размер детали)) и размытость (Gain (Размытость)).

25.gif

Бесплатные дополнительные модули от Павла Кузнецова

Один из известных разработчиков дополнений для 3ds Max - наш соотечественник Павел Кузнецов. Его плагины, главным образом, используются для создания эффектов постобработки изображения, их удобно использовать в паре с основным инструментарием программы. Дополнительные модули от Павла Кузнецова отличаются простотой в использовании, полезны в работе и к тому же бесплатны, поэтому пользуются популярностью среди разработчиков компьютерной 3D-графики. Их все можно скачать с сайта автора.

Adjust Color - плагин для коррекции цвета просчитанного изображения. Adjust Color поможет исправить яркость, контрастность и цветовую гамму в каждом из трех цветовых каналов RGB. Также имеется возможность влиять на общую насыщенность цветопередачи изображения.

Distance Fade - дополнительный модуль, предназначенный для создания эффекта тумана. В отличие от стандартного инструмента для визуализации эффекта Fog, модуль устраняет проблемы, которые возникают при отображении в кадре прозрачных и полупрозрачных объектов. Используя информацию из Z-буфера, Distance Fade накладывает на визуализированное изображение цветовой градиент.

Milky Way - плагин для имитации звездного неба. Модуль поддерживает эффект смазанного движения.

26.jpg

Object ID - плагин, позволяющий анимировать параметр Object ID (Идентификатор объекта), который находится в окне Object Properties (Свойства объекта).

Replace ID - дополнительный модуль, предназначенный для анимации параметров Object Channel ID (Идентификатор канала объекта) и Material Effect ID (Идентификатор эффекта материала) после визуализации.

Surface Blur - плагин, создающий эффект размытых поверхностей выбранных трехмерных объектов в сцене.

Throughout - этот дополнительный модуль устраняет недостаток стандартного эффекта свечения (Glow) и некоторых других эффектов, накладываемых на отрендеренное изображение. Эти эффекты применяются к участкам изображения с определенными Object ID или Material ID, и если объект трехмерной сцены, к которому должен быть применен эффект, оказывается закрыт другим объектом, применение эффекта стандартными средствами становится невозможным. С помощью Throughout эта проблема устраняется, и становится возможным применение фильтров постобработки Lens Effects Glow (Эффекты линзы - свечение) и Lens Effects Highlight (Эффекты линзы - подсветка) к объектам, которые закрыты другими объектами в сцене.

Trail - эффект постобработки визуализированного изображения. Создает светящийся след, который остается после движения объекта. Идеально подойдет для трехмерных сцен, в которых следует создать след двигателя космического корабля, пламя после выстрела и т.д.

27.jpg

Бесплатные модули HABWare

Набор бесплатных дополнений для 3ds Max от компании HABWare был выпущен еще для ранних версий программы. Со временем компания прекратила поддержку этих модулей, однако Дэвид Бейкер (David Baker), автор известного ресурса Maxplugins.de, посвященного плагинам для 3ds Max, перекомпилировал их для последней версии 3D-редактора. Загрузить эти плагины можно с этого ресурса.

Инструменты от HABWare полезны в работе, хотя многие из них и предназначены для решения конкретных задач, в узкой области.

Moebius - модуль добавляет новый тип примитива - лента Мебиуса. Может быть использован в качестве иллюстрации физических и математических моделей, а также в качестве элементов декора.

28.jpg

SgiLogo - плагин-дополнительный объект, который позволяет создавать различные модели в виде закрученных трубок. Можно использовать при разработке логотипов и эмблем, а также для имитации системы труб.

29.jpg

Spider - создает особый примитив с формой паутины. Чтобы создать такой объект, необходимо щелчками мыши указать точки, к которым эта паутина будет привязана. Объект нужно использовать в паре со стандартным модификатором Lattice (Решетка).

Sticks - является усовершенствованным модификатором Lattice (Решетка). Этот модуль добавляет в список доступных модификаторов новый - Sticks'n Balls (Прутья и шарики). С его помощью можно превратить любой объект в решетку, управляя при этом формой сечения решетки (либо округлая, либо квадратная).

30.jpg

Water2 - имитирует расходящиеся круги на поверхности жидкости. Чтобы наблюдать этот эффект, необходимо создать источник частиц, расположить его так, чтобы частицы попадали на объект. После этого создается объемная деформация PWaves и в свитке Parameter при помощи кнопки Pick Object выбирается объект, на который попадают частицы. Объемная деформация связывается с источником частиц при помощи команды Bind to Space Warp. В качестве карты Diffuse выбирается процедурная карта Particled Water. Теперь при попадании частиц на объект в месте соударения будут возникать расходящиеся окружности.

XIdMary - этот дополнительный модуль позволяет использовать новый тип камеры XIdMary, предназначенный для получения стереоизображения. Эта камера состоит из пары виртуальных камер, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. Каждая из камер ведет съемку для правого и левого глаза человека.

Коммерческие плагины

AfterBurn - является мощным средством для 3ds Max, помогающим создавать эффекты взрыва, огня, дыма, облаков, туманностей, расплавленного металла и т.д. Все эффекты, создаваемые с помощью этого дополнения, построены на использовании частиц - объемный эффект создается вокруг центра каждой частицы. Внешний вид эффекта зависит от того, какие параметры подобраны пользователем. Большинство параметров можно анимировать, например, управлять возрастом частиц. Плагин можно использовать совместно с дополнением ThinkingParticles, а также с модулем Particle Flow, который включен в состав 3ds Max.

Click-VR Visualizer. Система визуализации, которая дает возможность просчитывать сцену в реальном времени с учетом всех особенностей освещения. Click-VR Visualizer поддерживает все свойства стандартных материалов, в том числе карты рельефа и отражения, а также визуализацию частиц. Кроме этого, при помощи Click-VR Visualizer можно создавать интерактивные презентации и сохранять их в виде скринсейвера или исполняемого файла, для просмотра которого не нужны дополнительные программы.

Cluster-O-Matic. Дополнение предназначено для сложного выделения объектов и выполнения разных операций с выделенными областями. Плагин дает возможность выполнять мягкое выделение разных типов объектов и поверхностей в 3ds Max (сплайнов, редактируемых поверхностей, Nurbs, Patch и пр.). Среди возможностей дополнения можно выделить анизотропное выделение и интеграцию с плагином Hercules, выпускаемым тем же разработчиком и предназначенным для создания мускульной анимации.

DreamScape. Дополнительный модуль, предназначенный для моделирования реалистичных ландшафтов, в том числе и водных. При помощи плагина можно создавать реалистичные водные поверхности, а также окружение - атмосферные эффекты, небо, освещение, горы и т.д. Для достижения этих целей DreamScape включает целый ряд инструментов, среди которых объект для создания водной поверхности, специальный тип материала, который применяется к этому объекту, дополнительный объект для создания гор, дополнительный источник света, атмосферные эффекты и пр.

f-Edge. Плагин, при помощи которого можно придать острым краям объекта вид потертости и изношенности. Дополнительный модуль обычно используется в качестве карт Bump или Diffuse Color. Применять его можно как к выбранным ребрам объекта, так и ко всем одновременно. Плагин особенно удобно использовать при визуализации архитектурных сооружений.

finalF/X - пакет дополнений для 3ds Max, в состав которого входят плагины finalFlares, finalDOF и PyroCluster.

finalFlares представляет собой эффект визуализации и предназначен для создания бликов линзы и эффектов свечения. При помощи finalFlares можно создать гораздо более реалистичные эффекты, чем с использованием стандартных средств 3ds Max. Плагин также предоставляет гораздо больше возможностей по настройке эффекта, включает прямую поддержку системы частиц Particle Flow и другого плагина Cebas - ThinkingParticles.

finalDOF, как несложно догадаться, предназначен для имитации эффекта глубины резкости. Это тоже эффект визуализации, который может помочь получить этот эффект быстрее, чем если использовать возможности визуализатора. В дополнение к основному эффекту, finalDOF также предлагает альтернативу стандартному эффекту смазанного движения (motion blur).

PyroCluster - это плагин, предназначенный для создания оптических и атмосферных эффектов. С его помощью можно создать эффекты дыма, огня, облаков и пр.

Forest Pack Pro. Интересное дополнение, предназначенное для создания растительности. С его помощью можно добавлять в трехмерную сцену большое количество растений, не боясь, что на их просчет может не хватить ресурсов компьютера. Это достигается за счет того, что деревья и кусты, создаваемые при помощи Forest Pack Pro, это две пересекающиеся перпендикулярные плоскости, на которые наложена соответствующая текстура с использованием карты прозрачности.

FumeFX. Дополнение, предназначенное для имитации динамики жидкостей и газов. С его помощью можно создать реалистичный огонь, дым, взрывы и прочие подобные эффекты. Среди особенностей FumeFX можно выделить взаимодействие с источниками частиц, присутствующими в сцене (как со стандартными, так и с плагином Thinking Particles), динамическое взаимодействие с другими объектами сцены. FumeFX успешно использовался в производстве эффектов во многих фильмах, в частности, Superman Returns и The Host (Gwoemul).

GhostPainter - это плагин, обеспечивающий интеграцию между 3ds Max и Photoshop. Он включает набор дополнительных инструментов, при помощи которых можно использовать все инструменты Photoshop по отношению к 3ds Max (кисть, лассо, штамп и т.д.), рисовать только по тем частям объекта, которые имеют определенный идентификатор материала, или по выделенным поверхностям, использовать в 3ds Max макросы (Actions), записанные в Photoshop, и т.д. Благодаря GhostPainter, пользователь может перетаскивать растровые изображения между окнами программ, а при необходимости Photoshop может быть открыт в одном из окон проекций 3ds Max.

Ghost Trails. Плагин, предназначенный для создания эффекта следа, который остается за объектом. Примером использования Ghost Trails может быть летящая по небу комета.

glu3D. Несмотря на то, что в 3ds Max есть тысячи разных инструментов, в нем нет средств для создания жидкости. Поэтому если необходимо создать анимацию текучих веществ, можно воспользоваться дополнительным модулем glu3D. Его возможности достаточно широки: можно имитировать столкновение жидкостей с различными телами, моделировать эффекты брызг, перетекания жидкостей и т.д.

GroundWiz. Дополнительный модуль GroundWiz предназначен для создания трехмерных ландшафтов. Он состоит из двух частей - трехмерной процедурной карты GroundWiz Terrain Map для создания текстур ландшафтов и инструмента GroundWiz Planter для размещения огромного количества объектов на этих ландшафтах (деревьев, кустов, камней, травы и т.д.).

GroundWiz Terrain Map использует фрактальный алгоритм, поэтому созданные с помощью этой карты текстуры никогда не повторяются. GroundWiz может использоваться как карта рельефа, диффузного рассеивания или как любая другая. В плагине также имеется возможность импорта файлов программы Terragen, файлов в формате RAW. Карта имеет более ста настраиваемых параметров, в том числе и анимированных.

GroundWiz Planter позволяет управлять размещением объектов, в том числе при помощи кисти, использует специальную опцию автоматического уменьшения детализации там, где она не нужна. GroundWiz Planter оптимизирован для визуализации mental ray и имеет специальный шейдер Native Geometry Shader, который дает возможность просчитывать сцены с сотнями миллионов полигонов.

GroundWiz имеет две версии - Lite и Full. Полная версия стоит 180 долл., зато Lite бесплатна для некоммерческого использования. Она полностью функциональна, но имеет некоторые ограничения: одновременно могут визуализироваться до пяти слоев, в качестве цвета слоя не могут использоваться стандартные карты 3ds Max или изображения.

GrowFX. GrowFX представляет собой систему для моделирования и анимации растений. При помощи дополнения можно создавать растения любых видов и типов: от травы до огромных деревьев, от пальм и елей до цветов и лиственных деревьев. Объект, созданный при помощи GrowFX, может порождать подобные себе растения на своей поверхности или в указанных местах.

31.jpg

Hairtrix - Дополнительный модуль Hairtrix является результатом слияния двух известных плагинов для создания волос и шерсти - hairfx и Ornatrix, которые существовали для более ранних версий 3ds Max. Он предлагает сразу два решения для моделирования и визуализации волос, обеспечивает совместимость с визуализаторами finalRender и V-Ray, а также дает возможность причесывать персонажей прямо в окнах проекции, без необходимости открытия дополнительных окон.

Среди особенностей плагина можно выделить несколько движков для имитации движений волос, в том числе Aegia PhysX; конвертер Cloth Mesh, обеспечивающий совместимость со стандартным модулем Cloth и плагином SimCloth3; движки сглаживания, обеспечивающие хороший результат после визуализации; полную поддержку mental ray; несколько материалов, предназначенных специально для создания волос; несколько специальных модификаторов для добавления таких эффектов, как кудрявость, завивка, собирание волос в пучок и т.д.

Hercules. Дополнение, предназначенное для создания мышечной анимации. Плагин дает возможность присоединить систему мускулов к имеющемуся ригу персонажа, после чего они будут перемещаться, растягиваться, выдаваться вперед в такт с движениями персонажа. Систему мускулов можно присоединить не только к анимированному персонажу, но и к любому 3D-объекту. Hercules работает со всеми модификаторами для скиннинга (Skin, Physique).

Illustrate! - Это - нефотореалистичный визуализатор, позволяющий отрендерить сцену в виде "мультяшного" 2D-изображения. Плагин поддерживает сохранение в форматы ShockwaveFlash (*.swf), Autocad (.dxf), и Adobe Illustrator (*.ai).

Krakatoa. Плагин предназначен для работы с большим количеством частиц. Krakatoa дает возможность управлять огромным числом частиц и визуализировать их, создавая такие эффекты, как пыль, дым, пена океанских волн, плазма и многие другие. Krakatoa интегрируется с модулем Particle Flow и имеет средства для обмена данными с другими 3D-приложениями, в частности, с RealFlow. При помощи Krakatoa можно создавать миллионы частиц, причем, благодаря уникальному методу Particle Partitioning, во время работы с ними не действуют такие ограничения на количество оперативной памяти и другие системные ресурсы, как в 3ds Max. При визуализации частиц можно использовать стандартные карты и материалы 3ds Max, применять эффекты смазанного движения и глубины резкости, включать тени и т.д.

LPM Pro. Дополнительный модуль, который предназначен для управления проходами визуализации. Плагин позволяет создавать неограниченное число наборов объектов и источников света, поддерживает сохранение наборов настроек и возможность их загрузки в дальнейшем, копирование и вставку всех свойств, скрытие невизуализируемых элементов. Кроме этого, LPM Pro поддерживает сетевую визуализацию с использованием модуля Backburner.

MAX2AE. Плагин, предназначенный для обмена данными с программой Adobe After Effects. Дополнительный модуль MAX2AE позволяет перенести в After Effects любое свойство камеры, объекта и источника света. Что же касается импорта проектов AE в 3ds Max, тут плагин предлагает внедрение в сцены 3ds Max элементов After Effects, с учетом всех компонентов сцен 3D-редактора.

MegaTerrain MAX. Плагин предназначен для визуализации реалистичных ландшафтов большого размера. MegaTerrain MAX оптимизирован для быстрого отображения ландшафтов в окнах проекций. Он поддерживает стандартные материалы 3ds Max, содержит инструменты для импорта и экспорта поверхности.

Morph-O-Matic. Дополнение представляет собой альтернативу стандартному модификатору Morpher и позволяет выполнять морфинг даже очень сложных моделей с большим числом ключевых точек. При помощи этого плагина можно сохранять предварительные заготовки поз и использовать их повторно.

NodeJoe. Плагин предлагает графический интерфейс для управления материалами, с интерактивным предпросмотром материалов, текстур и вложенных карт. Для создания иконок предварительного просмотра, которые обновляются с каждым изменением параметров материалов, задействуются все возможности многопроцессорных систем. В интерфейсе Nodejoe можно просматривать связи между элементами, которые представлены в виде линий, а также добавлять новые связи, просто "рисуя" линии от одного элемента к другому. Также работает метод drag-n-drop для замены материалов и карт между Nodejoe и стандартным Material Editor. Плагин поддерживает не только стандартные материалы, но и те, которые используются при работе с внешними визуализаторами.

Particle Flow Tools: Box#3. Для работы с частицами в 3ds Max предусмотрено достаточно мощное средство Particle Flow. Однако его возможности можно еще больше расширить за счет этого дополнения. Particle Flow Tools: Box#3 - это набор операторов и других программных средств, которые были созданы автором модуля Particle Flow. В частности, в программе есть оператор Express Save, предназначенный для быстрого сохранения файлов, утилита Repair Cache System, предназначенная для решения проблем с кэшем, и т.д. Плагин также предусматривает возможность создания собственных операторов с таким же интерфейсом, который имеют другие операторы Particle Flow.

Pencil+. Этот дополнительный модуль позволяет создавать в 3ds Max изображения, нарисованные "от руки". Это могут быть картинки разного стиля - от рисунка ручкой до карандаша. В программе есть конвертер материалов, при помощи которого можно преобразовать стандартные материалы, а также материалы, используемые плагинами finalToon и Illustrate!, в материалы Pencil+.

psd-manager. Плагин, предназначенный для сохранения результатов визуализации в формат PSD. Используя это дополнение, можно сохранить слои визуализации в виде отдельных слоев в файле PSD.

PWrapper. Дополнительный модуль, предназначенный для создания поверхности на основе любой системы частиц. Частицы объединяются по принципу метаболов, то есть частицы, расположенные на определенном расстоянии друг от друга, объединяются.

Roof Designer. Предназначение этого инструмента - помощь в построении трехмерных крыш. Плагин упрощает создание крыши как на этапе моделирования, так и на стадии текстурирования. Он автоматически назначает идентификаторы материала и создает развертку. Пользователь может управлять расположением элементов черепицы на крыше.

RPC. Моделирование окружающей обстановки для каждой новой трехмерной сцены - это утомительное занятие, которое отнимает много сил и времени. Поэтому 3D-художники используют множество уловок и профессиональных приемов, позволяющих упростить процесс создания многочисленных элементов сцены. Один из таких приемов взят на вооружение плагином RPC. Этот дополнительный модуль позволяет в считанные секунды наполнить сцену разными анимированными объектами - людьми, растениями, фонтанами и т.д. При этом сцена не будет перегружена, и визуализация не отнимет много времени. Секрет кроется в самих RPC-моделях - каждый из объектов представляет собой несколько пересекающихся плоскостей, на которые наложены соответствующие текстуры с каналом прозрачности. Получаются своего рода "потемкинские деревни", которые, тем не менее, выглядят вполне реалистично. Текстуры анимированы, поэтому создается эффект цикличной анимации - работающий фонтан, размахивающий руками человек и т.д. Для работы с плагином необходимы библиотеки, которых на сегодняшний день насчитывается более ста коллекций.

RPManager. Предназначение этого инструмента - сделать более простым управление визуализацией по слоям. Фактически он является улучшенной версией опции Batch Render в 3ds Max. Плагин добавляет в 3ds Max дополнительное окно, в котором воедино собраны такие важные параметры, как настройки камер, свойства объектов, видимость объектов, настройка фона и пр. Все заданные параметры можно сохранять для дальнейшего использования. RPManager поддерживает внешние визуализаторы Brazil, VRay, mental ray и finalRender Stage 1.

RTTGroup. Плагин является альтернативой стандартным инструментам программы для запекания текстур (функции Render to Texture). Среди его особенностей можно выделить следующие: визуализация текстур с нескольких объектов в одну текстуру (стандартное средство 3ds Max всегда рендерит отдельную текстуру для каждого объекта), возможность выбрать, сколько текстур будет рендериться для группы объектов, удобный способ управления размером текстуры, расширение возможностей плагина средствами MaxScript.

ScatterVL Pro. Плагин предназначен для настройки эффекта объемного света и расширяет возможности стандартного эффекта Volume Light. В частности, он дает возможность использовать тип теней Raytraced Shadows, эффект глубины резкости, эффект Glow и другие средства. ScatterVL Pro поддерживает технологию FusionWorks, предназначенную для гибкой настройки атмосферных эффектов и обеспечивающую смешивание нескольких эффектов. При этом, учитывается их отдаленность от камеры и то, как они накладываются друг на друга в атмосфере.

Skin FX. Skin FX - это дополнительный модификатор для деформации поверхностей. Его применение может быть самым разнообразным. Например, он дает возможность исправить "потерю объема", эффект, который часто сопровождает процесс натягивания кожи на скелет стандартными способами. При помощи плагина также можно нарисовать морщины в местах сгиба оболочки, сгладить деформированные участки при помощи опции Relax, легко создать мускулы с реалистичной деформацией. Skin FX можно использовать в паре со стандартными модификаторами Morph, Flex, TurboSmooth и пр.

SolidRocks. Дополнительный модуль, предназначенный для упрощения настройки внешнего визуализатора V-Ray. Как известно, очень многие пользователи этого популярного визуализатора задаются вопросом, как подобрать наилучшие настройки. SolidRocks не требует глубоких знаний V-Ray для получения хороших результатов. Все, что нужно сделать пользователю - это задать разрешение конечного изображения и выбрать, какое качество он хочет получить: плохое, среднее, хорошее, очень хорошее и т.д. После этого плагин сам подбирает наилучшие настройки визуализатора. При этом можно наблюдать за тем, какие изменения SolidRocks вносит в настройки рендеринга, источников света и материалов, по ходу изучая V-Ray.

Swift 3D MAX. Этот плагин расширяет возможности экспорта 3ds Max. Он позволяет экспортировать трехмерные сцены в формат SWF, а также в формат PNT (это - формат программы Toon Boom Studio) и в векторные форматы SVG, AI и EPS.

Thinking Particles. Этот дополнительный модуль предназначен для работы с частицами. Для управления частицами можно использовать операторы и условия, то есть выстраивать логическую диаграмму событий. Благодаря этому, при помощи плагина можно создать практически любой эффект с частицами.

TOCollectoREX -Дополнительная утилита, которая является альтернативой стандартному средству Resource Collector и предназначена для сбора всех внешних файлов, которые используются в трехмерных сценах. Утилита способна находить и сохранять в указанную папку не только растровые изображения, но и файлы многих других типов, например, HDRI, V-Ray mesh, файлы IES, шейдеры и пр. Кроме этого, при помощи TOCollectoREX можно переназначить ссылки на все ресурсы, а также обнаружить все потерянные файлы.

TurnToolBox. Этот плагин предназначен для создания интерактивных презентаций трехмерных проектов. Такие презентации могут быть просмотрены в браузере или другом приложении, поддерживающем элементы управления ActiveX, в том числе PowerPoint и Macromedia Director. Для работы с проектами используются инструменты навигации, при помощи которых можно перемещаться по сцене и взаимодействовать с объектами. Файлы, создаваемые программой, совсем небольшого размера, благодаря чему их удобно пересылать по почте. TurnToolBox может быть полезен дизайнерам, архитекторам, а также разработчикам игр.

Unwrella. Плагин, предназначенный для текстурирования. Это - дополнительный модификатор, который отличается наиболее оптимальным использованием UV-пространства и создает UV-карты с точными пропорциями элементов 1:1, что практически полностью исключает растяжение поверхности. Кроме этого, при использовании Unwrella уменьшается число швов. Плагин можно использовать для текстурирования моделей любых типов: как органических, так и для предметов, созданных руками человека.

Voice-O-Matic. Плагин, предназначенный для автоматизации процесса синхронизации губ трехмерного персонажа. Используя дополнение, можно загружать аудиофайлы с записью звука непосредственно в 3ds Max. После этого Voice-O-Matic анализирует фонемы и автоматически создает ключи анимации.