Обзор Windows Vista - трогаем ближайшее будуще

Какой русский не любит быстрой езды?

Красивости интерфейса, множество новых функций, дополнительного софта и поддержка новейших сетевых стандартов – все это предлагает своим потенциальным пользователям Windows Vista. Но возникает вопрос, как это скажется на производительности? Все видели системные требования новой ОС от Microsoft. Они, мягко говоря, впечатляют. Но не уменьшится ли скорость работы ранее выпущенных программ, в том числе и игр? На этот вопрос мы попытаемся ответить в этом подразделе.

Сразу оговоримся, что на момент снятия результатов тестов ни ATI (AMD) ни NVIDIA не представили финальные версии своих драйверов для Vista. Поэтому не исключено, что в будущих релизах будет исправлено множество ошибок, а также повышена производительность.

Все тестирование проводилось на компьютере следующей конфигурации:

  • процессор – AMD Athlon 64 X2 4200+ (Socket AM2, 2.2 ГГц, 2 x 512 Кбайт L2);
  • материнская плата – MSI K9N Platinum (Socket AM2, nForce 590 SLI);
  • оперативная память – 2 x 512 DDR2-667 Apacer;
  • видеокарта – PowerColor Radeon X1650 Pro (256 Мбайт);
  • операционные системы:
    • Windows Vista Ultimate;
    • Windows XP Professional Service Pack 2.
  • драйвера:
    • Vista standard driver;
    • ATI Catalyst 8.21 Beta;
    • ATI Catalyst 6.11. 

Прежде чем перейти к результатам хотелось бы отметить, что часть тестов отказалась запускаться или устанавливаться. К примеру, PCMark 2005 "намекнул", что ничего кроме Windows XP он не знает и знать не хочет. Тоже самое можно сказать и о младших 3DMark. Пакет WinBench для тестирования быстродействия в офисных приложения также отказался работать.

Результаты

С видеокартами ATI Windows Vista прекрасно работает с собственным драйвером. Мы решили проверить, сильно ли изменится ситуация, если установить драйвер от ATI, поэтому в диаграммах для Vista присутствует два графика: со стандартным драйвером и драйвером ATI Catalyst.

SuperPI

ScienceMark 2.0 Math Benchmark

Cinebench Rendering

Начнем с чистой математики. Разница в тестах минимальна. Только в тесте Primordia из программы ScienceMark 2.0 Windows XP оказалась медленнее Vista. Судя по всему, последняя смогла более эффективно распределить нагрузку между ядрами процессора. В задаче рендеринга, входящей в состав CINEBENCH, все операционные системы показали одинаковый результат.

ScienceMark 2.0 Memory Benchmark

Контроллер памяти, встроенный в процессор Athlon 64 X2, более эффективно используется в Windows XP. Правда, разница совсем незначительна и не превышает 1%.

WinRAR

А вот и первые "странности". WinRAR по совершенно необъяснимой причине работает в два раза медленнее со стандартным графическим драйвером Vista, чем когда установить Catalyst. Все-таки архивация – это прежде всего нагрузка на процессор и память. Возможно, стандартный драйвер больше загружает этих два компонента при своей работе. Windows XP показывает наилучшие результаты. Правда, лучше они совсем незначительно.

3DMark 2005

3DMark 2006

За исключением процессорного теста в 3DMark 2005 все графики выстроились один за другим с небольшим отрывом. Первым идет Windows XP, вторым – Vista с Catalyst, а третьим – Vista со стандартным драйвером. Что касается 3DMark 2005, то, вероятно, Vista опять смогла более эффективно нагрузить два ядра процессора, что и послужило причиной выхода вперед этой операционной системы. В 3DMark 2006, как известно, использован другой тест, самостоятельно сильно нагружающий процессор. По этой причине помощь ОС там просто не потребовалась.

Игры

В играх твориться нечто невообразимое. Производительность в OpenGL-играх отсутствует как класс. На лицо явная недоработка OpenGL-драйвера. В остальных Windows XP также впереди, правда, не с таким значительным отрывом.

Cinebench GFX

Ситуация с OpenGL-ускорением подтверждается тестом CINEBENCH. В Cinema 4D, где используется только ресурсы процессора для ускорения графики, результаты идентичны что для Vista, что для XP. Но там, где включается 3D-ускорение производительность падает, тогда как в Windows XP она возрастает на порядок.

По результатам тестов мы бы не рекомендовали переходить на Windows Vista, особенно если вы любитель поиграть. В целом производительность в трехмерных приложениях немного упала. А над OpenGL программистам Microsoft, ATI и NVIDIA явно придется еще поработать. Кроме того, до сих пор еще не было выпущено ни одной финальной версии драйвера, поддерживающего DirectX 10. И это несмотря на то, что GPU, совместимые с новой версией этого API, уже есть (GeForce 8).

Занавес

Мы подошли к концу. Кратко пробежавшись по необъятным просторам Windows Vista мы не можем рекомендовать ее к приобретению в том виде, в котором она попала к нам. Основная причина этого – множественные недоработки, а также повышенные требования к конфигурации компьютера.

Полагаем, что выбор оптимального для вас варианта Windows Vista из предложенных шести не будет очень сложным. Но перспектива обновления компьютера из-за новых красивых "рюшечек" вряд ли привлечет среднестатистического пользователя. Но это еще пол беды. Куда как важнее проблема совместимости со старыми программами. Windows XP славилась тем, что в ней работали все программы из старых Windows. В случае с Vista все наоборот: часть программ либо не работает вовсе, либо работает неполноценно. Хотя, несомненно, поддерживаемые продукты со временем обретут необходимую совместимость.

В целом производительность системы несколько снизилось. Это подтверждают наши тесты, не говоря уже об OpenGL, который еще будут некоторое время дорабатывать.

Из положительных моментов можно отметить хорошую реализацию сетевой составляющей системы. Добавлена полноценная поддержка IPv6, улучшен встроенный FireWall, повышена защищенность от взлома. За это программистов из Microsoft можно только похвалить. В остальном же Windows Vista на конец января 2007 года – это сырой продукт, требующей доработки. Если вы собираетесь переходить на него, то мы бы посоветовали подождать хотя бы полгода.