Обзор конвертора, графического редактора и
менеджера изображений DxO Optics 4.5.1.


Часть 1.

Официальный сайт: http://www.dxo.com/
Размер: 121489 КБ
Операционная система: Windows
Цена: 299.00$

Сегодня модно использовать слово «глобализация». Его употребляют чаще всего в контексте мировой экономики, но и отдельные сферы рынка также довольно точно попадают под данный термин. Возьмем, например, фотокамеры. Сначала фотоаппарат мог только создавать снимки. Затем в его состав был включен экспонометр, и камера научилась самостоятельно догадываться, какую продолжительность выдержки необходимо использовать при заданном уровне освещенности. Через какое-то время стало принято встраивать в фототехнику вспышки. Появление цифровых камер добавило возможности съемки видео. Все эти тенденции способствовали превращению простого аппарата для рождения фотографий в сложное устройство, способное решать множество задач, порой не имеющих прямого отношения к фото.

Многое из вышесказанного применимо и к программному обеспечению. Сначала были графические редакторы, менеджеры изображений, RAW-конверторы и множество утилит для выполнения каких-либо специфических преобразований. Эти программы, конечно, не исчезли, однако им на смену приходит новое поколение программного обеспечения. Увлечение фотографией становится все более массовым явлением, а это означает, что и инструменты обработки изображений должны быть максимально доступными, удобными и лаконичными. Adobe Lightroom является ярким примером успешной современной программы, позволяющей выполнять целый комплекс задач в области обработки и систематизации фотографий. Однако это не единственный пример удачного сочетания функций RAW-конвертора, графического редактора и менеджера изображений. В данной статье пойдет речь об изысканной французской программе, о DxO Optics.

Для работы продукта требуется наличие в системе Microsoft .NET Framework 2.0. Впрочем, если пакет не установлен, то катастрофы не произойдет, DxO Optics самостоятельно установит недостающие системные компоненты.

Некоторые инструменты программного продукта требуют наличия специальных модулей, обеспечивающих поддержку определенных моделей камер и объективов. По-умолчанию DxO Optics поставляется без подобных компонентов, что логично. Фотоаппаратов и, тем более, оптики на рынке огромное множество, а у вас, скорее всего, одна или две камеры и вряд ли количество объективов представляет двузначное число. Как следствие, нет смысла утяжелять программный продукт компонентами, которые вы, с большой долей вероятности, не будете использовать. Модули имеют объем от нескольких сотен килобайт от одного-двух мегабайт. Имея, например, одну зеркальную камеру и пять объективов, необходимо загрузить приблизительно три-пять мегабайт дополнительного кода. Это немного, особенно в сравнении с полной базой оптики DxO Optics.

Менеджер загрузки компонентов DxO Optics
Менеджер загрузки компонентов DxO Optics

Принцип работы DxO Optics основывается на проектах. Вы загружаете набор фотографий с жесткого диска, flash-карты или любого другого носителя, после чего систематизируете материал, описываете необходимые корректировки. После окончания работы над фотографиями запускается процесс экспорта документов. Все это напоминает работу RAW-конверторов. И это неудивительно, ведь основное применение DxO Optics и заключается в обработке цифровых негативов. Любопытно отметить, что изначально программа разрабатывалась для корректировки геометрических искажений оптики. Затем в продукт добавились компоненты исправления других недостатков оптики. Вскоре появились средства поддержки RAW современных фотокамер и базовые инструменты систематизации материала. А там, где RAW не обойтись без управления экспозицией и цветом. В результате из, в общем-то, простой утилиты для исправления различных дисторсий, DxO Optics вырос в мощный программный продукт, позволяющий выполнять широкий комплекс корректировок изображений.

Во время первого старта вам предлагается на выбор три варианта представления опций. Первый из них подразумевает полностью автоматический режим, второй – управление с помощью мастера, а третий, экспертный, раскрывает все возможности программного продукта. По-умолчанию выбран третий пункт. Наверно, это разумно. Лучше освоить все возможности программы и потом решить, нужны ли они в повседневной жизни. Если нет, то можно перейти в более простые режимы. Но, скорее всего, подобной необходимости не возникнет, так как интерфейс DxO Optics грамотно структурирован, и нагромождения однородных опций нигде не возникает. Программу нельзя назвать очень простой, однако логичность и предсказуемость взаимодействия с пользователем заметно упрощает знакомство и последующую работу с продуктом.

Все операции над изображениями разделены на пять этапов. Переключение между ними происходит с помощью вкладок, расположенных в верхней части рабочего окна приложения. Последовательность работы над проектом можно описать так:

  • выбор исходных изображений
  • систематизация фотографий
  • корректировка
  • преобразование и экспорт
  • просмотр готовых документов.

Переключение между режимами удобно осуществлять с помощью клавиатурных сочетаний Ctrl плюс цифра, являющаяся порядковым номером вкладки. Запуск преобразования фотографий теоретически можно начать в любой момент с помощью ярлыка Ctrl+P, однако в этом случае фотографии будут либо не изменены, либо к ним будет применена сюжетная установка, выбранная во время открытия документов.

Первая вкладка Select, как было сказано чуть выше, предназначена для добавления фотографий в проект. Левая боковая панель предназначается для навигации по файловой системе. Справа от нее отображается список файлов внутри текущей папки. Нижняя строка с миниатюрами изображений служит для показа снимков, включенных в проект.

Добавление фотографий в проект DxO Optics
Добавление фотографий в проект DxO Optics

Дерево папок отображает только каталоги, подобно боковой панели Проводника. Содержимое текущей папки может показываться в двух режимах – в виде обычного списка со значками, а также с помощью миниатюр изображений. Вы можете также фильтровать отображаемое содержимое каталогов. По-умолчанию там показываются все поддерживаемые программой типы графических файлов. Фильтр позволяет оставлять лишь только RAW или, напротив, скрывать его, показывая исключительно конечные типы документов, называемые по терминологии данной программы «RGB images». И, наконец, третий вариант фильтра позволяет отображать лишь скорректированные ранее документы. Кроме того, доступна сортировка изображений по имени файла или его расширению, по дате создания документа, а также по размеру файла.

Справа, под традиционной полосой прокрутки располагается регулятор размера миниатюр. Он позволяет управлять данным параметром в довольно широких пределах. Изменение происходит плавно, не дискретно. Аналогичный инструмент присутствует и в полосе фотографий, добавленных в проект.

Перенос фотографий в проект может происходить с одновременным применением сюжетных установок, что в некоторых случаях избавляет от рутинных операций корректировки изображений. Если требуется выполнить какое-то одно, заранее определенное действие, то нет смысла ради этого раскрывать весь потенциал программного продукта. Достаточно использовать наиболее подходящее готовое решение.

Применение сюжетных установок при добавлении фотографий в проект DxO Optics
Применение сюжетных установок при добавлении фотографий в проект DxO Optics

Все предварительные установки делятся на четыре категории:

  • управление цветом
  • управление экспозицией
  • устранение недостатков оптики
  • управление резкостью.

Каждый документ внутри проекта может быть оценен в диапазоне от 1 до 5 баллов. Вы можете также вращать изображения на 90 градусов в обоих направлениях.

DxO Optics обладает одной интересной возможностью, позволяющей не просто использовать пакетный режим корректировки материала, а делать это удобно. Вы можете выделить несколько миниатюр внутри проекта и создать из них единую стопку (stack). В дальнейшем, все корректировки будут автоматически применяться ко всем документам внутри стека. Визуально стопка фотографий отличается от отдельных документов белой рамкой и добавлением слова stack с порядковым номером к имени файла.

Стоит обратить внимание, что текущее состояние проекта можно в любой момент сохранить на жесткий диск. Например, вы вернулись со свадьбы, и требуется обработать тысячу фотографий. Вечер, вы валитесь с ног, но раздирает любопытство, что там получилось? Можно начать работу вечером, выполнить коррекцию десятки ключевых кадров, а все остальные операции перенести на следующий день. Достаточно будет лишь запустить программу и открыть проект. Кстати, вы можете работать с несколькими проектами одновременно. На первый взгляд, это не нужно. Однако польза от подобной возможности просматривается в том случае, если требуется вспомнить, какие корректировки приводили к получению столь красивых фотографий. Для этого достаточно лишь открыть второй проект и переключиться на него с помощью специального меню, расположенного в левой части нижней строки изображений.

Вторая вкладка Organize формально предназначается для систематизации изображений. На самом деле, подобное название режима работы весьма условно. DxO Optics – не менеджер изображений, он даже не имеет единой базы данных. Основываясь на проектах, программа позволяет лишь разбираться с документами, работа с которыми ведется в текущий момент. Вы не можете, например, организовать глобальный поиск по базе данных, которой, как было сказано только что, не существует.

Режим Organize позволяет более детально ознакомиться с документами, входящими в текущий проект. Панели, связанные с файловой системой, сменяются окном просмотра изображений.

Управление документами внутри проекта DxO Optics
Управление документами внутри проекта DxO Optics

По-умолчанию информация EXIF не отображается. Для включения ее показа необходимо нажать кнопку с изображением буквы «I», расположенную в правой части панели инструментов. Ниже EXIF расположены кнопки удаления текущего документа из проекта (с жесткого диска файл не стирается), вращения изображения на 90 градусов, а также отображается рейтинг фото, который можно тут же менять.

В левой части информационной панели находится кнопка блокировки документа. Она позволяет отображать на экране сразу несколько изображений. Заблокированное фото не исчезает с экрана, когда вы переключаетесь на новый документ. Новый снимок будет показываться рядом с предыдущим. Подобным образом можно показывать не только два, но и три, четыре и больше документов одновременно.

В левой части панели инструментов расположены кнопки переключения режимов управления просмотром с помощью мыши. По-умолчанию используется перемещение по документу с помощью удержания левой кнопки мыши (Hand Tool). Вы можете переключиться в режим масштабирования изображения (Zoom Tool). Он допускает лишь увеличение изображения. Вы выделяете произвольную область внутри окна просмотра документа, и фото меняет масштаб так, чтобы выделение привязывалось к границам рабочего окна приложения.

В правой стороне панели инструментов также находятся кнопки изменения масштаба просмотра документа, но они действуют иначе. С помощью большого и малого квадратов вы можете увеличивать или уменьшать размер фото. Меню с выбором масштаба позволяет указать несколько значений: 25%, 50%, 100% и 200%. Кроме того, существует отдельный режим привязки масштаба к границам рабочего окна приложения.

Отдельного внимания заслуживает функция регулировки яркости фона. В зависимости от жанра фото, от его тонального рисунка наиболее предпочтительным может быть как белый, так и черный или даже серый фон.

В следующей части статьи пойдет разговор об инструментах корректировки изображений.

Часть 2.

В предыдущей части статьи были рассмотрены вопросы создания проектов, просмотра и систематизации изображений с помощью DxO Optics. Пришло время переключиться на инструменты корректировки фотографий, собранные внутри вкладки Enhance.

Корректировка фотографий в DxO Optics
Корректировка фотографий в DxO Optics

Все инструменты, позволяющие улучшить качество исходных снимков, собраны в группы, согласно их тематической принадлежности. Подобный пошаговый режим работы позволяет избавить пользователя от необходимости запоминания разрозненных пунктов меню, как это принято в графических редакторах. Разделение инструментов по типам позволяет полностью сосредоточиться на решении творческих задач, не отвлекаясь на поиски способов их решения.

Панель инструментов, расположенная над окном просмотра документов, позволяет осуществлять сервисные операции, а также выполнять даже некоторые корректировки изображений, раскрывающие свои настройки в правой боковой панели.

Крайняя левая кнопка Action Tool предназначается для быстрого переключения между исходным и конечным документом. По умолчанию отображается изображение, к которому уже применили все корректировки. Удерживая левую кнопку мыши на фото, можно просматривать его исходный вариант.

Справа от предыдущей кнопки находятся описанные в предыдущей части статьи инструменты Hand Tool и Zoom Tool. С ними соседствует кнопка вызова инструмента кадрирования. Далее, за небольшим разделителем находятся две кнопки переключения между показом одного конечного документа и двух изображений сразу: исходного и скорректированного.

Следующие две кнопки отвечают за управление цветовым балансом. Multi Point Color Balance включает режим использования нескольких точек для выстраивания цветового баланса. А White Balance Tool, являясь, по сути, обычной пипеткой, позволяет указать на фотографии нейтрально серую точку. От нее и будет выстраиваться новый цветовой баланс.

Завершает левую группу кнопок инструмент указания на фотографии линии горизонта. В правой сторона панели инструментов находится кнопка отображения на фотографии направляющей сетки. Вы можете также включать и выключить показ EXIF, менять масштаб изображения, а также регулировать яркость фона.

В верхней части правой боковой панели находится еще несколько служебных инструментов. Первый из них называется Zoom. С помощью отдельного регулятора можно менять размер рамочки внутри миниатюры изображения. Фото внутри окна просмотра документа будет масштабироваться с учетом привязки выделения к границам текущей панели.

Второй служебный инструмент позволяет просматривать гистограмму снимка. Она отображается для каждого канала по отдельности, но на общем графике. Под гистограммой расположены три кнопки, которые позволяют подсвечивать полностью черные участки, блики, то есть, засвеченные фрагменты, а также отключать подобную индикацию.

Редактор EXIF позволяет изменять два поля – автора фотографии и обладателя правами на копирование. И, наконец, последняя группа опций представляет собой большущий линейный список сюжетных установок. С помощью него можно одним щелчком мыши выполнить какое-либо стандартное преобразование, улучшение, стилизацию.

Корректировка изображений может производиться либо в режиме выбора сюжетных установок, либо полностью в ручном режиме, где вы имеете доступ ко всем инструментам программы. Переключение между группами опций может осуществляться либо с помощью горизонтальной линейки значков, либо путем открытия «папок» с именами наборов инструментов. При активной работе над документом многие группы раскрываются, и становится довольно трудно отследить их границы, переключиться на другой набор. В этом случае удобней пользоваться строкой из кнопок. Если же ваша работа напоминает армейский порядок – все последовательно, никаких шагов вправо или влево, то, конечно, проще раскрывать группы одну за другой, щелкая мышью по «папкам».

Раздел DxO Optics предназначен для исправления недочетов оптики. Некоторые из инструментов группы требуют наличия соответствующего модуля объектива. В противном случае либо вмешательство пользователя бесполезно (одно лечим, другое калечим), либо опция и вовсе оказывается недоступной для корректировки.

Исправление хроматических аберраций в DxO Optics
Исправление хроматических аберраций в DxO Optics

Первая опция позволяет исправлять дисторсию объектива. Без установленного модуля объектива данная функция неактивна. Причина довольно проста. Откуда программе знать, на каких фокусных расстояниях неизвестного объектива он дает эффект «бочки», а на каких – «подушку»? Подобные знания могут быть подчеркнуты только из конкретного источника, которым, в случае работы с DxO Optics, является модуль объектива.

Бочка возникает на малых фокусных расстояниях, на широком углу и заключается она в том, что по краям кадра нарушается геометрия, прямые линии становятся выпуклыми. Особо клинические случаи принято называть «рыбий глаз». Кстати, оптика с подобным эффектом иногда создается умышленно. Некоторые объективы с фиксированным фокусным расстоянием, обладающие очень широким углом обзора, очень сильно искажают геометрию, выдавая оригинальные снимки. Одна женщина, глядя на банальную фотографию лужи, сделанную 16/2.8 fisheye, заявила, что ее тошнит от снимка из-за специфической геометрии. Вот она, сила искусства. Но это редкие, частные случаи фотографии. Чаще всего геометрия должна быть традиционной, то есть, если при съемке была видна прямая линия, то и на фото не должно быть никаких искажений. Перемещая регулятор Distortion вправо или влево, можно менять геометрию снимка от «бочки» до «подушки».

Второй недостаток оптики, исправляемый с помощью DxO Optics, называется хроматическими аберрациями. Они возникают на границах контрастных объектов, например на столбах, на контурах архитектурных сооружений. Выражается данный эффект в появлении цветных полос, чаще всего в сочетании красных и синих линий. От качества оптики зависит количество подобных артефактов, толщина линий. Как бы оно ни было, лучше от этого избавиться. Вы управляете двумя регуляторами. Один из них меняет интенсивность применения эффекта, а другой указывает на величину сдвига, то есть, фактически на толщину цветных полос, измеряемую в пикселях.

Следующая опция Purple Fringing позволяет скорректировать еще один очень неприятный эффект, который заключается в появлении цветных ореолов вокруг светлых объектов вне зоны резкости. Данный тип аберраций практически невозможно исправить вручную, и надежда остается только на специальное программное обеспечение, наподобие DxO Optics. Каких либо дополнительных настроек опция не имеет.

Третий тип исправления недочетов оптики заключается в устранении виньетирования. Оно выражается в неравномерности яркости в центре кадра и по его краям. Ближе к углам освещенность падает. Подобный эффект наблюдается на многих объективах, которые не имеют запаса по площади покрываемого кадра. Виньетирование чаще бывает на широком углу, однако иногда встречается даже в бюджетных телеобъективах. Корректировка эффекта происходит с помощью указания степени изменения яркости и размера теней, то есть, более темных участков на фотографии.

Вторая группа опций Sharpness предназначается для повышения резкости конечного изображения. Первая функция предназначается для устранения чрезмерной мягкости оптики (softness). Подобный эффект чаще всего имеет место на открытых диафрагмах светосильных зумов. Он выражается в том, что яркие белые объекты начинают светиться, окружаться мягкой дымкой, ореолом. Каждый объектив имеет разный характер мягкого эффекта, поэтому для работы данной опции необходим соответствующий модуль.

Вторая функция традиционна, она встречается во многих графических редакторах и менеджерах изображений. Нерезкая маска (unsharp mask) позволяет повышать резкость контуров объектов на фотографии. Вы указываете степень применения фильтра, радиус обработки текстур и минимальный порог разницы в яркости пикселей, участвующий в работе фильтра.

Повышение резкости изображения в DxO Optics
Повышение резкости изображения в DxO Optics

Многие фотографии, сделанные при высокой чувствительности сенсора, имеют зернистость, которую чаще называют шумом, так как, помимо самых зерен, присутствует и цветовая составляющая. Группа функций DxO Noise позволяет устранить подобные недочеты с фотографий.

Опция Luminance регулирует степень применения фильтра, уровень удаления шума. Чем ближе указатель к правой границе, тем меньше на фотографии зернистости, но также и больше потери мелких деталей.

Минимизировать потери в детализации призвана следующая опция Fine Detail. Она позволяет снизить агрессивность фильтра внутри контрастных участков фото, где, по логике, и происходят наибольшие потери. Соответственно, несколько снижается и общий эффект от понижения шума.

Регулятор Chrominance предназначен для устранения цветовой составляющей шума. Считается, что именно она больше всего раздражает на фотографиях. Обычная, монохромная зернистость иногда даже смотрится красиво, чего нельзя сказать о цвете в шуме. Он всегда уродлив, ужасен. Вы можете отдельно бороться с цветовой составляющей шума с помощью данной опции. Она практически не меняет детализации, и не подавляет сама по себе шум. Результат ее работы видится исключительно в изменении рисунка шума. Последняя опция Gray EQ позволяет распределять агрессивность фильтра по диапазонам яркости. Вы можете акцентировать его воздействие на тенях или, напротив, на светлых участках фото.

Удаление шума с фотографии в DxO Optics
Удаление шума с фотографии в DxO Optics

Управление балансом белого и экспозицией доступно с помощью группы опций White Balance and Exposure. Здесь собраны типичные для RAW-конверторов функции. И большинство из них работают именно с цифровыми негативами, бездействуя при обработке JPEG или других традиционных графических форматов.

По умолчанию информация о балансе белого берется из цифрового негатива, и она не меняется программой. Вы можете, однако, применить сюжетную установку, быстро изменив значение по умолчанию. При этом поменяются значения остальных регуляторов, отвечающих за коррекцию баланса белого.

Установка баланса вручную производится с помощью двух регуляторов. Один из них отвечает за цветовую температуру, а другой – за оттенок. Эти условности можно перевести на более понятный язык следующим образом. Цветовая температура фактически меняет баланс между желтыми и синими тонами. Вторая опция регулирует баланс между зелеными и фиолетовыми оттенками. Получается виртуальная двухмерная система координат, которая может создать любой баланс белого.

Любые промахи экспозиции исправляются с помощью регулятора Exposure Compensation. Он позволяет вносить коррекцию до четырех ступеней. Сдвиг на одну ступень означает изменение экспозиции вдвое. Подобный эффект можно достигнуть, например, изменив время выдержки в 2 раза. 4 ступени означают изменение экспозиции в 8 раз.

Опция Highlight Recovery позволяет извлечь дополнительные детали из засвеченных участков фото. Она не имеет отдельного регулятора, корректировка происходит только с помощью применения сюжетных установок.

Управление балансом белого в DxO Optics
Управление балансом белого в DxO Optics

В следующих частях статьи пойдет речь об остальных инструментах корректировки изображений, об экспорте документов и о просмотре результатов работы программы.

Часть 3.

Предыдущая часть статьи поведала об управлении цветом и освещенностью с помощью французского программного продукта DxO Optics. Пришло время завершить рассказ об инструментах корректировки фотографий, а также описать функции экспорта документов и просмотра конечного материала.

Управление геометрией снимка начинается с установки линии горизонта, если это, конечно, необходимо. Данная операция осуществляется с помощью отдельной кнопки на панели инструментов. Она вызывает меню, первый пункт которого позволяет нарисовать на фотографии линию, которая должна быть строго вертикальна или горизонтальна. Фотография автоматически поворачивается на заданный угол. Если линия ближе к вертикали, то она считается строго вертикальной. Точно также определяется горизонталь.

Установка горизонта в DxO Optics
Установка горизонта в DxO Optics

На этом работа с геометрией во многих программах и завершается. Для DxO Optics же это только начало. Следующая опция позволяет указывать на фотографии две линии. Согласно задумке автора, они должны быть параллельны. В ином случае, программа производит коррекцию геометрии, обеспечивающую параллельность. Мало того, во время обработки фото учитывается и длина линий. Если они короче, чем ширина или высота снимка, то изображение растягивается. Его границы привязываются к концам линий.

Следующая функция во многом повторяет предыдущий пример. Вы управляете перпендикулярными линиями. Программа искажает изображение так, чтобы обеспечить выбор пользователя.

Четвертый пункт меню Horizon наиболее сложен. Вы должны указать на фотографии четыре точки (не линии). Они являются квадратом. Программа корректирует изображение так, чтобы это стало правдой. Последняя опция меню восстанавливает исходное изображение в состоянии до начала геометрических корректировок.

Группа опций Geometry, расположенная внутри правой боковой панели, позволяет взглянуть на геометрию языком цифр. Рисовать ничего больше не нужно, достаточно лишь понимать назначение опций. Во-первых, программа позволяет корректировать сферические и цилиндрические искажения. В первом случае происходит исправление эффекта рыбьего глаза, а вторая пара опций исправляет визуальное скручивание фотографии в трубочку. Допускается как вертикальная, так и горизонтальная коррекция.

Опции Keystoning позволяют корректировать базовые недочеты в области геометрии. Во-первых, вы можете исправлять вертикальное и боковое искажение перспективы. Фотография, словно поворачивается в трехмерном пространстве, удерживаюсь за центр вдоль вертикальной или горизонтальной оси. Опция Horizon позволяет установить горизонт на снимке, но, честно говоря, эту операцию удобней производить с помощью рисования на фотографии зеленой линии. Функция Scale не более, чем масштабирует снимок. Придумать реальное применение данной опции сложно. Последняя же функция Ratio занимается растяжением снимка по горизонтали или по вертикали.

Кадрирование изображений выполняется с помощью специальной кнопки, расположенной на панели инструментов. Управление данным процессом осуществляется с помощью отдельной группы опций. После вызова инструмента обрезания границ кадра, курсор принимает форму рамки. Удерживая левую кнопку мыши, можно выделять прямоугольную область на фотографии. По умолчанию используется произвольное выделение, не привязанное к какому-либо соотношению сторон.

Кадрирование в DxO Optics
Кадрирование в DxO Optics

В правой боковой панели находится список доступных соотношений сторон кадра. Ландшафтные и портретные ориентации представлены отдельными пунктами. Как следствие, опция переключения между ними отсутствует за ненадобностью. Пункт As Shot позволяет осуществлять кадрирование с исходными пропорциями, имеющимися у необработанного документа.

Программа содержит большое количество функций, производящих геометрические корректировки фотографий. В результате площадь кадра, вписываемая в прямоугольник, уменьшается. Вы можете использовать особый автоматический тип кадрирования, при котором границы фото привязываются к результатам работы функций группы Keystoning.

На этом инструменты корректировки изображений заканчиваются. Однако перед тем, как перейти к преобразованию исходного материала, к экспорту, необходимо упомянуть о функции пакетного применения настроек, что позволяет значительно ускорить работу над большим количеством фотографий.

Вы можете скопировать текущие корректировки в буфер обмена. Затем, выделив несколько однотипных фотографий, можно применить запомненные ранее настройки. К сожалению, программа не предлагает выборочного запоминания отдельных групп опций и аналогичную вставку. Это несколько снижает гибкость применения пакетных настроек, но, в любом случае, ускоряет процесс обработки материала.

Четвертая вкладка отвечает за организацию преобразования файлов, за экспорт. Все корректировки фотографий вносятся лишь как управляющие команды. Файл не меняются. Для того чтобы изменения вступили в силу, необходимо и произвести грядущий этап.

Сначала необходимо выбрать изображения, участвующие в преобразовании. По умолчанию добавляются все фотографии, входящие в текущий проект. Вы можете указывать конкретный рейтинг снимков, который будет участвовать в работе. Если вы хотите экспортировать все фотографии, имеющие хоть какую-то оценку, то необходимо нажать на звездочку с вопросительным знаком.

Далее необходимо указать папку, в которой будут сохраняться экспортированные файлы. По умолчанию используется тот же самый каталог, куда сохранялся файл с проектом. Однако вы можете создавать вложенную папку в каталоге с исходным материалом. Программа позволяет указывать ее суффикс. Максимальное количество символов в нем равняется четырем. Третий вариант сохранения документов заключается в выборе произвольного каталога. При этом открывается стандартное системное окно обзора папок, в котором присутствует, в том числе, кнопка создания новой папки. Иными словами, заранее ее создавать не обязательно.

Обработка и преобразование фотографий в DxO Optics
Обработка и преобразование фотографий в DxO Optics

По умолчанию из исходного файла получается один документ. Он является изображением, имеющим тип JPEG, разрешение и цветовой профиль, равные исходному документу. Качество JPEG по умолчанию равняется 90%.

Вы можете создавать несколько документов из одного исходного файла. Каждое конечное изображение может иметь собственные, уникальные настройки. Для того чтобы добавить еще один тип документа в правило экспорта, необходимо нажать кнопку Add с соответствующим типом данных: JPEG, TIFF или DNG. Для каждого набора документов можно указать отдельную папку внутри каталога, куда будут сохраняться основные файлы. Размер изображений указывается либо в неизменном виде, либо предоставляется на выбор большое количество сюжетных установок. Кроме того, допускается ручной ввод разрешения снимка. Применительно к формату JPEG необходимо указать качество сжатия. TIFF требует выбора факта компрессии, а также выбора между 8 или 16 битами на каждый цветовой канал.

Дальше необходимо указать цветовой профиль конечных изображений. По умолчанию выбирается сохранение текущего профиля, использовавшегося в исходном документе. Однако вы можете указать явно sRGB, Adobe RGB или любой пользовательский профиль, загружаемый с жесткого диска.

После окончания формирования списка типов документов можно приступать к непосредственному преобразованию материала. В правой панели Processing отображается общее количество изображений в проекте, а также число обработанных снимков. Ниже находится окно предварительного просмотра обрабатываемого в данный момент документа. Допускается пауза во время экспорта, а также его полная остановка. Перед началом преобразования необходимо сохранить проект, а если это не было сделано, программа вежливо об этом напомнит. Конвертирование файлов происходит довольно медленно, если сравнивать, например, с Capture One Pro или Adobe Camera RAW. Но разница не критичная, просто в некоторых случаях придется ждать существенно больше времени.

Просмотр результатов работы возможен из последней вкладки View. Левая боковая панель содержит список миниатюр изображений, входящих в состав проекта. Слева находится исходный вариант фото, а за стрелкой, справа располагается его конечный вид. Сразу можно видеть разницу, чувствовать улучшение качества, если таковое присутствует.

В правой части рабочего окна приложения отображается сам документ - фотография. Интерфейс работы с просмотром полностью повторяет режим Organize.

Просмотр преобразованных изображений в DxO Optics
Просмотр преобразованных изображений в DxO Optics

По умолчанию в список документов включаются все изображения из последнего проекта. Однако вы можете переключиться на другую вкладку, где хранятся фотографии со всех проектов, ранее обработанных в DxO Optics.

Просмотр фотографий доступен и в режиме слайд-шоу, которое вызывается с помощью клавиши F11. Изображения при этом показываются на весь экран. В нижнем левом углу располагается небольшая панель управления процессом, на которую, помимо всего прочего, выводится некоторая служебная информация.

DxO Optics не имеет встроенной справки. Информация, предлагаемая на официальной странице, на «справку» явно не тянет, ограничиваясь ответами на несколько базовых вопросов по программе.

В лице DxO Optics мы имеем мощный RAW-конвертор и инструмент для сложной, гибкой корректировки геометрии, цвета, экспозиции и других параметров. Творческих фильтров, различных стилизаций в программе нет. Это, наверно, даже к лучшему, ведь DxO Optics – это не графический редактор, и вряд ли будут востребованы функции тонкой индивидуальной обработки документов.

DxO Optics, на самом деле, имеет не так много конкурентов в Windows. По разнообразию инструментов корректировки изображений с французским продуктом может сравниться разве что Adobe Lightroom, который, помимо всего прочего, обладает еще и неплохими средствами систематизации материала. DxO Optics же рассчитан именно на корректировку изображений, на улучшение их качества, с чем, надо признаться, неплохо справляется.

Стоит сразу оговориться, что данная программа будет полезна, скорей для владельцев зеркальных камер, так как в этом случае вы можете использовать весь потенциал DxO Optics. Подключение модуля конкретной модели объектива позволяет исправлять практически все известные недочеты оптики, приводя фотографии в порядок, придавая им достойный, товарный вид.

Часть 4.

В предыдущей части статьи был начат рассказ об инструментах корректировки изображений с помощью DxO Optics. Данная тема продолжает раскрываться и в этой части статьи. Вслед за исправлением недочетов оптики, повышением резкости, устранением шума и настройкой баланса белого следуют другие инструменты корректировки фотографий, первый из которых называется DxO Color.

Управление цветом в DxO Optics
Управление цветом в DxO Optics

Управлению цветом в программе DxO Optics уделяется огромное внимание. Первая опция Color Rendering включает собственный механизм передачи цвета, который, по всей видимости, будет отличаться от того, что предлагается по умолчанию. Далее необходимо выбрать группу профилей, которая будет отвечать за цветопередачу. Вы можете не использовать отдельный профиль (as shot), а также загрузить модуль от какой-либо фотокамеры или множество вариантов пленок. В первом случае, помимо списка моделей фотокамер, можно указать нейтральный профиль, который практически не меняет картинку. Допускается также выбор реалистичного профиля. Он заметно снижает контраст сцены, цветовую насыщенность. В некоторых случаях это минус, но порой и большой плюс. Дело в том, что подобное начало работы над цветом позволяет при последующих шагах самостоятельно отрегулировать яркость, контраст, насыщенность и другие значения. Иными словами, вы отталкиваетесь от некого минимума, который впоследствии превращается в определенное изображение, раскрашенное по воле пользователя.

Список фотокамер довольно велик, однако включает в себя далеко не всех производителей. Во-первых, поддерживаются только зеркальные камеры. В общем-то, это логично. Владелец недорогой «мыльницы» вряд ли будет забивать голову подобными глупостями, ему не до цветовых профилей. Что же касается DSLR, то в список поддерживаемых производителей входит Canon, Nikon, Minolta, Sony, Fuji и Pentax. Количество профилей зависит от широты модельного ряда. Пленка же делится на четыре категории: позитивная, негативная, черно-белая и кросспроцесс (пленка, проявленная «неправильно», не по родному процессу). Каждый тип имеет довольно большой список конкретных моделей пленки, которая довольно значительно отличается как цветопередачей, так и контрастом.

Далее предлагается выбрать режимы передачи контраста, цветовой насыщенности, а также специальный эффект из отдельного набора. Контраст и насыщенность выбираются из списка определений от «очень малый» до «очень большой». Хотя дискретность довольно высока, так как предлагается всего лишь 4 варианта.

Последний пункт Special предлагает набор сюжетных установок, позволяющих некоторым образом видоизменить фото. Классических сюжетов все лишь 2, и это пейзаж и портрет. Далее следует преобразование фото в черно-белый режим. Оставшаяся часть списка целиком и полностью посвящена различным вариантам сепия. Тонирование может осуществляться в различные цвета, каждый из которых рождает отдельную сюжетную программу.

Отдельного внимания заслуживает регулятор цветовой насыщенности Smart Vibrancy. Традиционная функция Saturation, присутствующая в огромном количестве программных продуктов, имеющих инструменты обработки изображений, работает довольно примитивно. Она линейно повышает насыщенность каждого пикселя. Как следствие, вся картинка становится более красочной, словно из мультфильма. Однако далеко не всегда требуется подобная яркость красок. Функция Smart Vibrancy действует намного мудрее. Она увеличивает насыщенность лишь чистых оттенков, снижая свое воздействия на точки, обладающие большей нейтральностью. Как следствие, на фото делается акцент на красочные детали, но при этом большая часть картинки остается практически неизменной. На пейзажах, например, подобным образом можно подчеркнуть листву, небо на закате. Внутри портретов выделяются губы, макияж на лицах женщин. Говоря простым языком, цветовая насыщенность повышается с умом.

В то время, как весь мир борется с шумами в фотографии, DxO Optics предлагает добавить на снимки зернистость, присущую пленочной технике. Предлагается огромный выбор моделей пленок, которые обладают, разумеется, разной фактурой зерна. В зависимости от чувствительности пленки, меняется размер зерен, их интенсивность. Некоторые пленки порождают исключительно монохромный шум, другие же, уподобляясь цифровой технике, вносят в него и цветовую составляющую.

Добавление пленочного зерна на фото в DxO Optics
Добавление пленочного зерна на фото в DxO Optics

После выбора пленки предлагается указать степень применения фильтра. Значение «100» соответствует авторской задумке сюжетной программы. Именно такой получился бы шум на пленке. Если вас не устраивает данный уровень, его можно удвоить, а также уменьшить, сведя к нулю.

Управление зерном может также осуществляться на основе исходного размера кадра, который может быть 24x36 (стандартная 35мм пленка), а также более серьезные варианты: средний формат и большой формат. Чем больше размер эмулируемого кадра, тем меньше шума будет на фотографии, тем меньше будет размер зерна.

Но и это далеко еще не, что касается пленочного зерна. Некоторые фотографии печатаются не со всей площади кадра, а только с какой-либо его части. Это так и называется – кадрирование. Вы можете указывать соотношение оставшейся части кадра к его полной площади. По умолчанию данное значение равняется единице, а увеличивать его можно до десяти.

DxO Optics обладает уникальной возможностью управления балансом белого с помощью нескольких точек. Его суть заключается в том, что, помимо определенного с помощью традиционных настроек баланса, вы можете указывать на фотографии до четырех дополнительных точек. Каждая из них может изменять исходный баланс в некотором направлении на цветовой палитре. После того, как установлен якорь, можно сдвинуть точку в заданном направлении. Расстояние от якоря определяет степень изменения баланса.

При переходе в режим Multi-Point Color Balance на экране отображается два варианта фотографии. Одна из них показывает вариант без применения данной функции, а другая – конечный документ. Во время создания новых точек отображается подсказка на сером фоне, где пишется степень изменения насыщенности цвета. Сам цвет, конечно, не показывается, его и так видно на палитре.

Правая боковая панель содержит список созданных точек. Оранжевый крест позволяет быстро удалить текущий якорь. Два цветных квадрата означают исходный цвет точки и его измененный вариант. Вносить изменения в цвет с помощью боковой панели нельзя, это возможно только из круговой палитры, что отображается возле каждой точки на фото.

Установка баланса белого с помощью нескольких точек в DxO Optics
Установка баланса белого с помощью нескольких точек в DxO Optics

Под списком точек изменения баланса находятся общие инструменты управления изменением баланса. Первый из них позволяет указать размер обрабатываемых текстур. Чем выше радиус, тем большая площадь на фотографии изменится после того, как на ней будет создан якорь. Вторая опция традиционна – это степень применения фильтра. Она общая, воздействует на все точки сразу. Раздельное управление каждым якорем доступно в визуальном режиме, путем приближения или удаления точек от якорей.

Вы можете также управлять цветом, используя модель HSL. Она подразумевает коррекцию оттенка (hue), насыщенности (saturation) и освещенности (lightness). По умолчанию программа работает со всем изображением сразу. Однако вы можете сужать применение фильтра до одного узкого диапазона цветов. При этом становится доступна частичная, творческая коррекция снимков. Вы можете, например, сделать листву деревьев красной, не затронув остальные участки фото. Или, например, можно оставить яркий, красный бутон розы, а все остальные цвета нейтрализовать, сделав серыми.

Коррекция цвета с помощью опций HSL в DxO Optics
Коррекция цвета с помощью опций HSL в DxO Optics

Последняя группа инструментов раздела управления цветом связана с кривыми. Управление может осуществляться для всех каналов сразу или для каждого по отдельности. Вы ставите на графике точку, после чего, смещая указатель мыши, рисуете новое распределение яркости. Допускается работа с несколькими точками, то есть, кривая может иметь сложную форму. Ограничение динамического диапазона возможно с помощью указания самой светлой и самой темной точек на фотографии. К сожалению, гистограмма на графике не показывается и приходится поднимать взгляд, чтобы понять, где же находятся пустующие участки, где границы графиков. Средняя точка, имеющая по умолчанию значение 1, предназначена для указания гаммы. Меняя ее, можно прогибать график вверх и вниз.

Отдельная группа опций DxO Optics предназначена для управления освещенностью фотографий. Она позволяет довольно легко повысить яркость снимков, не теряя при этом деталей, не порождая множество засвеченных участков. Напротив, детализация может даже повыситься, так как некоторые объекты, текстуры могут быть полностью черными, находиться в тени. Повышение освещенности позволяет отобразить их на снимке.

Для начала предлагается воспользоваться сюжетной установкой, отражающей степень повышения освещенности. Все сюжеты имею названия из области «слабо», «сильно». Если подобных опций недостаточно, то можно воспользоваться регулятором степени применения фильтра, который позволяет плавно менять освещенность сцены.

При необходимости можно задействовать тонкие опции управления яркостью фото. Они имеют три режима. Один из них предлагает настройки, соответствующие исходному снимку. Второй – меняет освещенность в автоматическом режиме, устанавливая оптимальные параметры. И, наконец, третий режим позволяет пользователю вмешиваться в работу фильтра и выполнять коррекцию освещенности вручную.

Коррекция цвета с помощью опций HSL в DxO Optics
Коррекция цвета с помощью опций HSL в DxO Optics

Сначала необходимо указать наиболее светлую и темную точки на изображении. Некоторые программы позволяют делать это с помощью пипетки, однако здесь такой возможности нет. Присутствует, конечно, автоматический режим, но если вы взялись за ручную коррекцию, то данные опции также устанавливаются на глазок.

Повышение освещенности происходит весьма необычно. По сути, это гамма. И, действительно, вы можете изменять данный параметр. Но здесь вмешивается еще одна опция, которая регулирует радиус обработки текстур. Чем он больше, тем лучше сохраняются детали, а визуально кажется, что вдобавок немного повышается контраст. Кроме того, вы можете отдельно выключить опцию сбережения теней. Она позволяет, в любом случае, не терять деталей на темных участках изображения.

Далее следуют опции управления контрастом изображения. Вы можете регулировать как глобальный контраст, так и его локальную составляющую. С первой опцией, вроде как, все понятно, она имеет яркое отражение на гистограмме, а с помощью кривой легко повторяется путем понижения теней и повышения бликов. Что же такое локальный контраст? Для того, чтобы понять суть работы данной опции, можно вспомнить свойства оптики. Некоторые объектива позволяют получать резкие снимки, однако на них все равно тяжело разглядеть мелкие детали. Трава и листья сливаются в кашу, волосы на ростовых портретах теряют текстуру. А ведь, на первый взгляд, контурная резкость просто отличая. В чем дело? Причина как раз кроется в очень низком локальном контрасте некоторых типов оптики. Обеспечение высокого локального контраста подвластно только довольно качественным объективам. Многие опции DxO отталкиваются от каких-либо свойств оптики, не стал исключением и текущий пример.

В следующей, последней части статьи пойдет речь о коррекции геометрии фотографий, о кадрировании, о тонкостях экспорта документов и о просмотре конечного материала.